Сергей ЧЕБАН
Российско-европейская газовая война стала практически неотвратимой. Евросоюз призывают готовиться к полному прекращению поставок уже ближайшей зимой
Вчера правительство одобрило предложение Комиссии по чрезвычайным ситуациям продлить режим ЧП еще на 45 дней, начиная с 24 июня. Среди главных доводов в пользу такого решения указан сохраняющийся риск перебоев с энергоснабжением страны. А в случае продления чрезвычайного положения комиссия в теории сможет быстро включаться и принимать меры по обеспечению энергетической безопасности государства.
В какой-то степени такой шаг оправдан, ведь ситуация на международных рынках, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Недавнее резкое сокращение поставок голубого топлива в Германию по газопроводу «Северный поток» не на шутку встревожило страны ЕС. Суточная перекачка сократилась почти на 60%, а цена газовых фьючерсов подскочила до 1500 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на то, что в качестве формальной причины заявляется срыв ремонта российских турбин, попавших под режим санкций, некоторые эксперты говорят об осознанном желании Москвы пойти на очередное обострение, чтоб разогреть рынок и поднять цены, а, следовательно, и свою прибыль.
Кроме того, «Газпром» не стал бронировать дополнительные мощности украинских трубопроводов на июль и, очевидно, ужесточает политическую позицию в отношениях с европейскими потребителями. Говоря простым языком, логику таких действий можно объяснить тем, что Европе предлагается на деле продемонстрировать готовность отказаться от российского газа, о чём в Брюсселе активно говорят последние полгода. Таким образом, российско-европейская газовая война, которую предрекали специалисты, судя по всему, становится практически неотвратимой и постепенно обретает конкретные контуры.
Так что неудивительно, что глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль вчера призвала власти Евросоюза готовиться к полному отключению от российского газа и прекращению поставок уже ближайшей зимой. Кремль, как известно, уже отрезал от поставок Польшу, Болгарию, Нидерланды, Финляндию и Данию после того, как они не выполнили финансовые требования Москвы. В таких обстоятельствах многие страны планируют вновь запустить угольные электростанции. Правда, это очень сильно бьёт по европейской «зелёной повестке» и планам по полному отказу от угля вместе с сокращением выбросов парниковых газов.
Вполне резонно задаться вопросом, а чего ждать от России Молдове, учитывая принципиальное намерение Кремля идти на энергетическое обострение и поднимать политические ставки. На прошлой неделе премьер-министр Наталья Гаврилица вновь понадеялась, что «Газпром» не остановит поставки голубого топлива, невзирая на то, что мы не выполнили своих обязательств по аудиту долгов «Молдовагаз». Хотя правительство не отказалось от проведения финансовой проверки, пытается найти подходящую компанию и определить механизм аудита, Россия продолжает хранить опасное молчание и никак не реагирует на запросы из Кишинёва. Глава правительства, конечно же, вынуждена излучать максимальный оптимизм и вселять в население надежду, но подобные отношения с «Газпромом» вызывают не самые добрые предчувствия.
Нет пока особой ясности и по поводу того, как Молдова будет обеспечена электроэнергией. Действующий контракт подписан только на один месяц. По словам премьера, переговоры с МГРЭС и украинскими компаниями продолжаются, а главным спорным моментом по понятным причинам является цена. С Украиной у нас вроде бы как есть возможность подписать среднесрочный контракт, однако, несмотря на заявления политиков о желании платить украинцам, всё-таки приоритет мы по-прежнему отдаём Кучурганской электростанции, которая может дать на порядок более выгодную цену. Но её руководство пока не хочет заключать договор на длительный срок.
Майя Санду утверждает, что не видит связи между кризисом в энергетике и нашим намерением получить статус кандидата в члены Европейского Союза. Однако связь, так или иначе есть. Политика и экономика всегда идут рука об руку, особенно сейчас. Не случайно молдавская тема вновь появилась в рабочей папке Лаврова, который заявил, что из нашей страны будто бы пытаются сделать «вторую Украину». Кроме этого, Москву сильно задевает якобы «потребительский» подход молдавского руководства, которое желает извлечь максимальные выгоды из процесса евроинтеграции и участия в СНГ, «вымогая» выгодные условия у российских поставщиков энергоресурсов. Разумеется, такие сигналы сигнализируют об ужесточении позиции Кремля, что в ближайшем будущем может спровоцировать и меры практического свойства.
Эпопея со статусом еврокандидата пройдёт очень быстро, став чем-то обыденным, так же, как и с подписанием Договора об Ассоциации с ЕС. Но энергетический кризис в мире и на европейском континенте – это долгая история, от которой нам никуда не деться. Это понимает и президент, и премьер, призывая граждан быть готовыми к тому, что грядущая зима станет очень непростой. Действительно, сумма обстоятельств и негативных факторов вынуждают экспертов делать не самые утешительные прогнозы, в том числе и по поводу энергобезопасности страны.
Судя по всему, в правительстве чувствуют надвигающееся «энергетическое цунами» и спешат запастись ресурсами, чтобы не угодить в патовую ситуацию. На сегодня у нас в резерве есть только около 24 миллионов кубометров газа. В случае прекращения поставок из России такого объема хватит на месяц летом или примерно на неделю зимой. Поэтому, по словам Натальи Гаврилицы, Молдова предложила европейским партнерами учредить отдельный фонд субсидирования для снижения негативного влияния резких скачков цены на энергоносители. Кроме того, наш кабмин ведёт переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о получении кредита в 300 миллионов евро для пополнения запасов газа. Также планируется разработать программу снабжения населения дровами.
Помимо этого, как видно, идут поиски альтернативных поставщиков газа. В качестве возможных вариантов, судя по визитам наших делегаций, рассматриваются Азербайджан и Катар. Однако известно, что свободных объёмов для продажи у этих стран пока нет, всё выкуплено на годы вперёд. Можно ещё вспомнить, как в ходе недавнего совместного заседания двух парламентов румынские депутаты пообещали, что Бухарест не оставит нас в беде и постарается обеспечить энергоносителями. Но при всём уважении к искренности румынских, да и европейских друзей, не ошибусь, если скажу, что в случае чего они, конечно же, будут спасать в первую очередь себя.