Сергей ЧЕБАН
Кремль, по-видимому, вновь ввязался в игру на молдавском направлении, провоцируя крах правящих проевропейских сил путём подогрева социально-политического напряжения в республике
Число проблем у нашей страны продолжает неумолимо расти. Газовая война в Европе делает всё для стремительного роста цен, разжигая тем самым недовольство среди населения по отношению к нынешнему проевропейскому курсу. Одновременно, не без поддержки Москвы, активизировались представители оппозиционно-олигархических сил. Сейчас они рассчитывают на рост протестных настроений в обществе и обещают властям «горячую осень». Помимо этого, под общий разогрев внутриполитической ситуации задействована Гагаузия, являющаяся дополнительным очагом пророссийских настроений. Часть её региональных политических элит всерьёз настроена стать основным генератором общенационального протестного движения.
Находясь недавно с визитом в Бухаресте, Майя Санду вообще допустила возможность атаки России на нашу страну. В случае развития такой ситуации, по её словам, молдавские власти обратятся за помощью к западным партнёрам и в первую очередь к Румынии. При этом она не стала открывать скобок и уточнять, что именно понимается под словом «атака». Хотя, скорее всего, речь может идти как о военной угрозе и энергетическом шантаже, так и попытках расшатать внутриполитическую ситуацию в стране на фоне социальной паники.
Эксперты утверждают, что пока нет причин говорить о прямом вооружённом вторжении России. Примерно то же заявил и министр обороны Анатолий Носатый. С другой стороны, есть немало признаков того, что Москва всерьёз хочет поковырять палкой наш политический муравейник. Энергетический кризис, который Кремль способен спровоцировать в Молдове, оставив нас на пороге зимы без газа и света, может стать тем самым спусковым механизмом для отправки правительства и парламента в отставку с последующим проведением досрочных выборов.
В последнее время со стороны России систематически наносятся прицельные удары по Молдове для того, чтобы сформировать нужный градус общественных настроений, а также посеять панику, тревогу и страх среди населения. Проевропейские власти маркируются в качестве основных виновников ухудшения российско-молдавских отношений и ответственных за те риски, которые возникли у нашей страны за последний год. Кроме того, отдельные российские говорящие головы шлют послания о том, что Молдову ожидает такая же незавидная судьба, что и Украину. Если прибегнуть к излюбленной Москвой риторике, то по всей видимости, российские спикеры имеют в виду дерумынизацию и деевропиезацию молдавского политического класса.
Наши власти чувствуют нарастающее число негативных импульсов и пока довольно успешно глушат любую реально угрожающую оппозиционную активность, оставляя лишь для видимости отдельные, пока не имеющие
серьёзной перспективы протестные выступления. На сегодняшний день, по сути, нейтрализованы все ключевые лидеры-реваншисты: Игорь Додон, Влад Плахотнюк, Илан Шор и Вячеслав Платон. Поэтому под пресс всё чаще стали попадать партийные функционеры второго эшелона, такие как Марина Таубер, вице-председатель парламента Влад Батрынча и его коллега по партии социалистов Корнел Фуркулица.
Наши регионы занимают особое место в молдавской стратегии Кремля, поэтому можно смело ожидать применения тактики накатывающихся волн социального недовольства из периферии на политические центры в Кишинёве. Если приднестровский регион в силу определённой уязвимости используется преимущественно в качестве политического раздражителя молдавских элит, то ключевая роль в плане внутриполитической дестабилизации досталась в этот раз именно Гагаузии. Майя Санду, к слову, уже заявила, что внимательно следит за ситуацией в Комрате, где всё чаще звучат антигосударственные призывы со стороны людей, которые, по её мнению, работают на Россию.
На первый взгляд, действующие власти автономии не проявляют особой заинтересованности в поддержке протестных мероприятий, а первую скрипку там пока играет депутат местного собрания Виктор Петров. Но для его продвижения созданы все необходимые условия: организована общественно-политическая платформа «Народный союз Гагаузии», сформирован пояс информационных ресурсов, а также благотворительный фонд для «стимулирования» местного населения. На сегодняшний день политический проект располагает достаточным потенциалом, чтобы практически в режиме нон-стоп проводить антиправительственные акции и планомерно поднимать градус социально-политического напряжения.
Нынешнему руководству страны, конечно же, не позавидуешь. Ему, по сути, приходится иметь дело с серьёзной ударной группой из числа политических сил и тяжёлых проблем, куда входят пророссийская оппозиция, беглые олигархи, конфликт в Украине, беженцы, энергетический кризис и многое другое. Эта «коалиция» в случае дальнейшего накопления уже буквально через несколько месяцев будет готова нанести если не смертельный, то очень болезненный политический удар и может даже поставить на паузу процесс интеграции Молдовы в Европейский Союз.
По ощущениям в экспертном сообществе, у большинства граждан пока нет достаточной мотивации жёстко свергать действующую власть, как того требует оппозиция. Однако во время массовых акций протеста, к которым оппозиционные партии рано или поздно призовут, это наверняка изменится. Более того станет понятно, в какую сторону качнётся внутренний геополитический маятник и изменится ли вновь баланс политических сил в Молдове.
Пока едва ощутимые, но уже регулярные политические толчки из молдавского подполья свидетельствуют о том, что Россия затеяла очередную игру в Молдове, надеясь на новый реванш. Левые оппозиционные партии открыто и агрессивно работают на подрыв общественно-политической ситуации в стране и дискредитацию проевропейского правительства, ожидая краха правящей партии и организацию досрочных выборов при финансовой поддержке Москвы.
Критическое падение рейтингов PAS, правительства и президента, разрастание эрозии внутрипартийного единства и ожесточённой конкурентной борьбы внутри власти могут сильно озадачить западных партнёров, которые вынуждены отвлекаться от куда более важных дел и всерьёз задумываться над тем, каковы ещё шансы сохранить своих протеже во главе Молдовы. Скорее всего, нынешняя обострённая геополитическая чувствительность всех ключевых международных игроков так или иначе вынудит Вашингтон с Брюсселем сделать всё, чтоб наша страна не вернулась в сферу влияния России и оставалась ориентированной на Запад, поэтапно двигаясь в направлении интеграции с ЕС.