Антон ШВЕЦ
Недавно стало известно о поставках сербских вооружений в Украину. Несмотря на доминирующие пророссийские настроения в обществе, элиты в Белграде, стремящиеся в Евросоюз, уступили под давлением Запада и таким образом прошли свой «тест на лояльность». Молдову в скором времени может ждать схожая проверка
В последние годы политика Сербии – традиционного союзника России на Балканах – претерпела значительные изменения. Причём трансформация происходит с опережением общественного мнения, остающегося преимущественно пророссийским.
Сербия находится в сложном окружении – Хорватия, Албания, с которыми у Белграда исторически конфликтные отношения, и Черногория являются странами НАТО. В Боснии и Герцеговине, а также в Косове на протяжении многих лет расквартированы военнослужащие миротворческой миссии Альянса, де-факто осуществляющие контроль этих территорий и определяющие вектор их внешней и внутренней политики.
Поддержка Россией территориальной целостности Сербии и поставки дешёвых энергоносителей и технологий способствуют сохранению благожелательного отношения к Москве у населения, однако на генеральную линию элит решающего влияния не оказывают. Сегодня сербская политика определяется, прежде всего, стремлением к членству в Европейском союзе (страна-кандидат с 1 марта 2012 года), в результате чего Белград сталкивается с регулярными тестами на лояльность, приходящими из Брюсселя. Аналогичный подход за последний год неоднократно ощутило на себе и наше руководство, которое в силу своих резко прозападных взглядов демонстрирует прилежность и рвение, порою даже более рьяно, чем от него требуется.
Для Сербии следование мейнстриму и установкам Евросоюза оборачивается безостановочными уступками и кризисами. Недавнее обострение с Косовым из-за проблемы автомобильных номеров и контроля над населёнными этническими сербами районами в Северном Косове завершилось капитуляцией Белграда. Права сербов, в том числе на свободные конкурентные выборы, нарушены, в то время как косовары получили возможность беспрепятственного въезда в Сербию на личных автомобилях. На прошлой неделе Белград и Приштина договорились о взаимном признании внутренних удостоверений личности для передвижения по территориям сторон.
Молдове близка сербско-косовская тема. Наш миротворческий контингент из десяти военнослужащих долгие годы служит в составе KFOR в Косове. Мы не признаём независимость края, поддерживая территориальную целостность Сербии, однако вынуждены принимать во внимание позицию запада и, к примеру, решать вопрос с косовскими паспортами, чтобы обеспечить приезд делегации Приштины на саммит европейского политического сообщества в июне. А футбольные сборные страны уже неоднократно играли с командами Косова, входящего в ФИФА и УЕФА с 2016 года.
Те уступки, на которые в последние месяцы пошёл Белград в вопросах «косовского сепаратизма», формально не должны показаться нашим властям критичными. В конце концов, уже давно разрешается въезд на правобережье с приднестровским паспортом или на автомобилях с приднестровскими номерами, об этом даже существуют отдельные соглашения. Однако правящая партия едва ли пойдёт на новые договорённости с администрацией Приднестровья, предполагающие признание за регионом определённых полномочий и символики.
В условиях тяжелейшей ситуации в косовском конфликте, враждебного окружения и стремления к членству в ЕС просочившаяся в СМИ новость о поставках сербского вооружения в Украину никого не удивила. Напомним, Сербия через канадскую посредническую компанию отгрузила на склад в Братиславе предназначенные для поставки в Украину 3,5 тысячи 122-мм ракет М-21 для РСЗО «Град». Такого типа снаряды крайне востребованы в вооружённых силах Украины. Хотя объём конкретной партии сопоставим с ежедневным расходом ВСУ по всем видам артиллерийских боеприпасов, посреднические схемы с сербским участием трудно отследить и оценить количественно.
Принцип «с волками жить – по-волчьи выть» в случае с Сербией сработал безотказно. Белград встроился в западный мейнстрим, несмотря на то, что это противоречит национальным интересам и доминирующему общественному мнению. Вопрос о подключении Сербии к широким антироссийским санкциям тоже будет решён в ближайшие недели.
Молдова, в свою очередь, демонстрирует безоговорочную солидарность с Киевом, руководство страны посещало украинские города и участвовало в работе различных проукраинских платформ. Наши дипломаты неоднократно поддерживали резолюции и заявления против России в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, НАТО и на других международных форумах. Параллельно мы покидаем структуры СНГ и заморозили любую коммуникацию с Россией.
Нынешняя антироссийская истерия в стране тоже имеет элитарные корни и не отражает мнение большинства населения. Власти стремятся поменять эту политическую реальность, запрещая любую информацию из России или о России, кроме официальной партийной линии PAS.
Одновременно с этим Молдова является важнейшим транспортным хабом для поставок различной продукции Украине, в том числе имеющей военное предназначение. Отдельные украинские эксперты заявляют о том, что через нашу территорию в Украину уже поставляется оружие. Такая логистическая поддержка будет увеличиваться, что подтверждается принятой сегодня декларацией парламента «об агрессии Российской Федерации против Украины», в которой целый абзац посвящён т.н. «коридорам солидарности».
Однако, как и в случае с Сербией, «проверка лояльности» западу может потребовать ещё больших усилий. В самой Молдове вооружений почти нет, мы сами – получатели военной помощи. Но нельзя забывать о колоссальных объёмах артиллерийских снарядов и боеприпасов, которые хранятся в Приднестровье – на российских складах в Колбасне. Вокруг этой темы в последние недели разразилась самая настоящая битва, в которой все циклически обвиняют друг друга в провокациях и военных приготовлениях.
Очевидно, что и российские, и украинские войска сейчас испытывают «снарядный голод», ограничивающий возможности проведения крупных операций. С учётом уже анонсированного контрудара ВСУ в первой половине года легко предположить, что в какой-то момент фронтовые интересы Киева могут потребовать поставок номенклатуры боеприпасов и вооружений, сопоставимой с теми, что есть в Колбасне. Или уже потребовали. Вашингтон и Бухарест – ключевые игроки в нашей политике – не смогут долго оставаться безучастными к просьбам воющей в интересах НАТО Украины. И предложат Кишинёву тест на лояльность – сделку по обмену военных поставок Киеву на чёткую перспективу членства в НАТО и ЕС. Не исключено, что такие намёки уже озвучивались в неформальном режиме.
Центральные власти, даже при не афишируемой румынской поддержке, не в состоянии самостоятельно провести операцию по захвату складов: этому препятствует не только ограниченный численный и технический потенциал Национальной армии, но и объективная география, диктующая параметры театра военных действий. Однако в рамках международного права мы можем обратиться с соответствующим запросом к Украине. Об этом и своей готовности «помочь» неоднократно заявляли украинские политики, включая президента Владимира Зеленского.
Молдавские полицейские и военнослужащие вполне способны блокировать российско-приднестровские силы на дубоссарском направлении, фактически отрезав север региона от связи с Тирасполем, где расположен штаб ОГРВ и «министерство обороны» Приднестровья, что значительно упростит ВСУ задачи в Колбасном. Именно с безуспешных попыток молдавских полицейских и мобилизованных рассечь территорию приднестровского региона на дубоссарском направлении начиналась война 1992 года.
Наши власти уже давно анализируют подобный сценарий, дрессируют собственные страхи и ждут отмашки Вашингтона. Сегодняшнее заявление парламента – ещё один шаг по законодательному обоснованию силовых действий. При этом правящий режим мало интересует общественное мнение, которое по всем опросам не настроено вовлекаться в конфликт и отказываться от связей с Россией. Как и в Сербии, его можно попросту проигнорировать.
Вопрос остаётся лишь в том, прислушается ли наше руководство к голосу разума и предостережениям Москвы. В конце концов, в стране так и не появилась система противовоздушной обороны, что должно несколько остужать антироссийский пыл действующей элиты. А любые военные действия на правобережной территории, пусть даже в формате ракетных ударов, могут нанести фатальный удар по социально-экономической и демографической ситуации в стране, которая и без того далеко не блестящая.