Если ключевые игроки в регионе смогут договориться, то одновременно с украинским контрнаступлением в Молдове могут начаться интересные события
Семен АЛБУ, RTA:
Я думаю, все заметили, как стало много активности в треугольнике «Молдова-Румыния-Украина». Майя Санду в Буче и Бухаресте, румынское руководство в Кишиневе, министры иностранных дел и обороны трех стран снова в румынской столице. И это только за последние недели.
Понятно, что они там ни торговлю и культуру обсуждают. На повестке – война, причем важнейший ее этап – наверное, самое широко разрекламированное и анонсированное контрнаступление в истории. На Западе его представляет как чуть ли не решающий «бросок» войны в Украине, который «решит все». Это, конечно, пиар-трюк, но в целом ставка на него делается действительно огромная. В случае успеха «контрнаступ» может поменять если не все, то очень многое.
За прошедший год мы увидели, что украинская армия – очень серьезная сила, которая неплохо показала себя как в обороне, так и в лихих набегах на российские позиции, которые вынуждали армию РФ оставлять большие куски территорий в Харьковской и Херсонской областях.
Сейчас, впрочем, ситуация несколько иная. Россияне на этот раз куда вдумчивее готовятся к обороне, зарываясь в землю по всему фронту. На спутниковых снимках видны многокилометровые линии окопов через целые области Украины, в том же Запорожье. Об этом же говорят и украинские военные: русские укрепляются с каждым днем.
В общем, легкой прогулки для ВСУ не ожидается, а наступать на заранее и хорошо подготовленные позиции противника им еще не доводилось. Понятно, что даже в случае неудачи «контрнаступа» никто одномоментно не прекратит военную поддержку Украины, что бы ни говорили некоторые высокопоставленные западные чины. Но поражение и большие потери могут качнуть фактор усталости в самой Украине, критически снизить боевой дух войск, запустить эффект домино, создать благоприятные условия для ответной атаки РФ и прочие неприятные последствия.
Ставки высоки, так что, уверен, подготовка идет самая серьезная. И биться лбом в оборону на узком участке, как это делают россияне на Донбассе, украинцы вряд ли собираются. Позволить себе такое расточительство как по солдатам, так и по времени они не могут, ресурсы не те совсем.
Поэтому стоит ожидать неожиданных ходов и атак на многих направлениях сразу, та самая «тактика тысячи укусов», где с генеральным сражением за «крымский коридор» начнутся налеты роев беспилотников на Москву, взрывы на важных инфраструктурных объектах, нападения относительно большими силами, к примеру, нескольких бригад, на непосредственно российскую территорию, масштабные кибератаки. Эти удары должны будут «раздергать» внимание российского командования, создать панические настроения в обществе, которые бы вынуждали Кремль принимать необходимые с политической точки зрения, но невыгодные с военной, решения, перебрасывать резервы на второстепенные участки фронта и т.д.
И тут мы снова возвращаемся к приднестровскому региону, вокруг которого вроде опять установилось затишье после несостоявшегося «украинского вторжения» 24 февраля. На мой взгляд, тишина здесь – явление временное, поскольку риски безопасности остались прежними. И единственное, что вероятно удерживает мир на левом берегу – это противоречия между ключевыми региональными игроками.
Киеву, понятное дело, страсть как хочется разморозить приднестровский конфликт, чтобы втянуть в войну другие страны и нанести болезненное поражение РФ. Наше руководство пока безответно к таким позывам, во многом потому, что они расходятся с планами Румынии. Наши запрутские братья вовсю заняты сценарием мягкого поглощения Молдовы с постепенным выходом на юридическое оформление нового издания унири. И им совершенно не нужно никаких встрясок на Днестре, которые могли бы сорвать этот многолетний процесс, только-только подобравшийся к финишной прямой.
В конце концов, война – дело непредсказуемое, и что станет с молдавской территорией по ее итогам, трудно прогнозируемо. Не говоря уже о том, что в случае заварушки на Днестре в Румынию хлынут потоки молдавских беженцев, а еще возникнет потребность направлять свои воинские контингенты и совершать прочие рискованные движения.
С другой стороны, такая позиция не высечена в камне и вполне может меняться под напором обстоятельств. Румыния, пусть и более самостоятельный игрок нежели Молдова, но все-таки тоже лишь младший партнер хищных западных акул, в первую очередь США, и вынуждена следовать в фарватере их интересов в Причерноморье. Так что если мировой гегемон решил, что в свете событий на украинском фронте пора расконсервировать приднестровский конфликт, то никто не сможет составить ему реальную оппозицию.
Отсюда и проистекает вся эта «треугольная дипломатия»: чтобы обговорить планы на будущее и роль в нем всех сторон явно неравнобедренного треугольника. Конечно, речь необязательно идет прямо про оккупацию Приднестровья румынско-украинскими войсками. Вполне возможно, что Бухарест и Киев могли согласовать компромиссный вариант ограниченной провокации, в той же Колбасне. Тем более на днях министр обороны Носатый вдруг заявил, что с тамошних складов могут «вывозиться боеприпасы». Чем не повод «разобраться»? А даже ограниченное нападение на гарнизон этого стратегического российского объекта станет хорошим отвлекающим маневром в рамках общего контрнаступления.
Полноценное же вовлечение нашей страны в войну может произойти позже, когда нас, как следует, к этому подготовят. Время есть: ведь, как выяснилось из утечек секретных документов Пентагона, американцы считают, что война продлиться еще долго и поэтому уже верстают планы конфронтации на годы вперед.
По крайней мере, судя по телодвижениям наших властей, Молдова может отказаться от нейтралитета и нарастить сотрудничество с НАТО до небывалых высот. Благо замгенсека Альянса уже заявил, что блок готов пойти в развитии двухсторонних отношений настолько далеко, насколько мы сами готовы. Кроме того, есть принципиальное решение НАТО нарастить помощь Молдове, так что десятки миллионов долларов западной помощи вновь вольются в нашу оборонную сферу в этом году наряду с крупными военными поставками. Тем временем 22 мая ЕС намерен начать пока двухлетнюю – чувствуете горизонт планирования? – миссию по поддержке нашей республики в противодействии «дестабилизирующей деятельности» России.
Вот такой вот вырисовывается интересный расклад. Ждать, пока все в регионе придет в движение, осталось недолго, так что с тревогой наблюдаем дальше.