Сергей ЧЕБАН
Излишне перегретые ожидания по поводу саммита Европейского политического сообщества в Молдове сыграли с организаторами злую шутку: очень скромные итоги мероприятия оставили публику разочарованной
Итак, саммит Европейского политического сообщества (ЕПС) – вероятно, ключевое политическое событие года – прошёл. Для такой небольшой постсоветской страны, как Молдова, событие явно незаурядное. Поэтому и ожидания от мероприятия у нас были несколько завышенными. Судя по всему, большинство из них остались не совсем оправданными, от того и послевкусие даже у самых лояльно настроенных экспертов довольно-таки пресное.
Главной причиной такого эффекта является сам подход наших властей, сделавших из рядового для европейцев собрания лидеров нечто грандиозное и чуть ли не судьбоносное для всего континента и для Молдовы в частности. На таком фоне отсутствие каких-либо официальных решений явно омрачило публику, не говоря уже о том, что европейские лидеры не согласовали даже общего заявления хотя бы по одному из животрепещущих вопросов для страны, к примеру, о старте переговоров по вступлению в ЕС.
Забавно, что за все три десятилетия независимости именно на прошлой неделе Молдова могла ощутить себя в максимальной безопасности. С востока мероприятие прикрывали вооружённые силы Украины, а с запада и воздуха безопасность обеспечивал Североатлантический альянс. При этом на территорию страны были также доставлены дополнительные средства противовоздушной/противоракетной обороны, а также некоторое число специальных военных подразделений из соседней Румынии. Таким образом, в течение нескольких дней Молдова де-факто находилась под «зонтиком» НАТО.
При этом буквально накануне саммита случился казус, в результате которого на несколько часов в некоторых регионах Молдовы и Украины пропало электричество. К концу же первого дня саммита была проведена довольно-таки резонансная информационно-психологическая операция, направленная персонально против Майи Санду. Широко разошедшийся фейк о том, что она якобы готова предоставить молдавскую территорию (левобережье Днестра) для ВСУ, в результате пришлось опровергать не только президентуре, но и украинскому лидеру.
Как бы там ни было, на саммите Санду назвала восстановление мира в Украине и подготовку Молдовы к вступлению в ЕС до конца этого десятилетия ключевыми темами мероприятия. Признаться, добиться большей ясности в наших евроинтеграционных устремлениях по итогам форума не удалось, а Киев пусть и ненавязчиво, но не без успеха использовал встречу Европейского политического сообщества в своих интересах, «перетягивая одеяло на себя».
Так что главным результатом для нашей страны наряду с обнадёживающими и не очень словами глав европейских государств стала финансовая поддержка. В частности, ЕС утроил объём помощи: согласно трехлетнему плану Молдова должна была получить от Брюсселя 600 млн евро – теперь же эта сумма выросла до 1,6 млрд евро. Кроме того, представители Европейского Союза сообщили об отмене роуминга между Молдовой и ЕС с 2024 года, а также о выделении 100 млн евро на проекты по энергоэффективности для социально уязвимых людей и 50 млн евро на восстановление железнодорожного сообщения. Отдельно Норвегия предоставит нам безвозмездную помощь в размере 50 млн евро, а Великобритания выделит 12,2 млн евро для помощи украинским беженцам.
Помимо этого в преддверии саммита ЕПС была открыта Миссия партнерства Европейского Союза в Республике Молдова, которая будет способствовать урегулированию кризисов и устранению гибридных угроз, в том числе связанных с кибербезопасностью. Польша в свою очередь направила в нашу страну шесть грузовых самолетов с оружием и боеприпасами для оснащения полиции, а молдавская армия получила первую партию военного оборудования, поставленного через «Европейский инструмент поддержания мира и стабильности».
Так или иначе, но большинство политических мероприятий такого масштаба вращаются вокруг наиболее острой международной проблемы – войны между Украиной и Россией. Этому вопросу уделяют максимум внимания, и порой личное участие украинского руководства практически полностью вытесняет на второй план другие, не менее важные для организаторов темы. Для молдавских властей саммит должен был стать своего рода бенефисом, особенно с учётом того, что намедни Санду обмолвилась о намерении баллотироваться на второй президентский срок. Поэтому президента Украины принимали сообразно его текущему медийному статусу, но не без видимой ревности.
Ожидаемо Владимир Зеленский не упустил возможности побывать на таком общеевропейском мероприятии, чтобы использовать его для продвижения своей повестки. Так, он предложил западным союзникам приступить к созданию «коалиции Patriot», то есть объединить государства, которые будут коллективно работать над поставкой Украине американской ЗРК. Украинский лидер также повторил, что Киев не собирается проводить военную операцию в Приднестровье, если только об этом не попросит Кишинев, а заодно «похоронил» формат «5+2». Полное урегулирование украинские власти видят после победы Украины над Россией. Всё выглядело так, будто бы мы не владеем инициативой в переговорном процессе или полностью передали её Киеву.
Как и следовало ожидать, даже в пышных декорациях сложно утаить существующие противоречия между лидерами европейских государств и отсутствие общего видения о будущем Европы и её безопасности. Это касается и столь насущного для Молдовы вопроса дальнейшего расширения ЕС. Витиеватые заявления одного из отцов-основателей Европейского политического сообщества Эммануэля Макрона о том, что было бы ошибкой приглашать Молдову и Балканы, но при этом ничего не делать для их интеграции, натолкнулись на остроженные комментарии президента Румынии Клауса Йоханниса, что не стоит строить иллюзий о возможности скорого вступления в ЕС. Добавил ложку дёгтя и канцлер Австрии Карл Нехаммер, выразивший мнение о недопустимости ускоренного приема Молдовы и Украины в Евросоюз.
Но, несмотря на такие противоречия, наши власти всё же ожидают, что саммит поможет запустить переговоры о вступлении в ЕС. Дорин Речан говорит о намерении, выполнить к июлю все девять рекомендаций Еврокомиссии. Похоже, что правительство хочет «не мытьём так катаньем» добиться от Брюсселя индивидуального подхода к Молдове, то есть предоставление возможности евроитеграции по собственной программе без привязки к Украине или западным Балканам.
Самый очевидный вывод по итогам саммита – он всё же был сильно перепиарен. Молдове не пообещали ничего конкретного: все участники выражались очень обтекаемо, чтобы не дай бог не обнадёжить Кишинёв или Киев какой-либо европейской перспективой или дополнительными объёмами вооружения. В итоге излишне перегретые ожидания, скорее всего, обернутся ростом социально-политической апатии и евросомнений среди граждан.
Как и предрекали эксперты, Евросообщество пока остаётся несколько «рыхлым» форумом с неясными целями и перспективами, имеющим все признаки очередной площадки для громких и ни к чему не обязывающих заявлений. Тот факт, что европейские лидеры не ставят перед этим форматом чётких задач и не обсуждают дальнейшую институционализацию, говорит лишь об отсутствии сформулированной миссии этого (гео)политического проекта, а также о наличии глубоких разногласий в ключевых столицах ЕС по вопросу общеевропейской модели сосуществования.