Антон ШВЕЦ
Визит заместителя Генсека НАТО в Кишинёв дал официальный старт дискуссии вокруг перспектив вступления Молдовы в Североатлантический альянс. Открытая агитация пока остаётся вне мейнстрима, но само обсуждение грозит изменением политического ландшафта страны
Подкрепляемая предоставленным в прошлом году статусом кандидата перспектива членства Молдовы в Европейском союзе является ключом к политическому выживанию режима Майи Санду и партии PAS. Во имя евроинтеграции действующие власти порывают традиционные связи с соседними странами, разрушают выстраивавшееся годами взаимодействие с Комратом и Тирасполем, ликвидируют суверенную экономику и проводят ускоренную конвергенцию оборонной сферы с НАТО и западом.
Существует мнение о том, что членство в Евросоюзе без сближения с Североатлантическим альянсом невозможно. Рассуждая о европейских перспективах Молдовы, как правило, приводят обратные примеры, но факты упрямы. Истории прибалтийских стран, а также Румынии и Болгарии говорят о первичности присоединения к военно-политическому блоку по отношению к вступлению в ЕС. Так, Черногория, Албания и Северная Македония, не имея чётких гарантий и дорожной карты членства в Евросоюзе, уже поспешили вступить в управляемый Вашингтоном военный альянс.
На прошлой неделе состоялся знаковый визит в Молдову заместителя Генерального секретаря НАТО Мирчи Джоанэ, рассчитывающего на стремительную политическую карьеру в соседней Румынии после возвращения из длительной командировки на запад. Высокопоставленный эмиссар альянса встретился со всеми ключевыми руководителями Молдовы – президентом, премьер-министром и спикером парламента. Фундаментальный посыл Мирчи Джоанэ состоял в том, чтобы зацементировать якобы принадлежность Молдовы к
«семье европейских демократий» и «
чтобы дать понять всему населению Молдовы, на каком бы языке оно ни говорило, какие бы политические предпочтения ни имело, что жизнь в демократической, процветающей и безопасной Европе предпочтительнее любой альтернативы, которая может быть предложена».
Заместитель Генсека НАТО много говорил о том, что помощь блока в сфере кибербезопасности, устойчивости к гибридным атакам и борьбы с дезинформацией, а также
«обеспечение оперативной совместимости национальной армии с силами НАТО» связаны с
«историческим моментом, ускоренным агрессивной, жестокой и незаконной войной России против Украины». Джоанэ прямо намекнул на наличие синергии между партнёрством Молдовы и НАТО и статусом государства-кандидата на вступление в ЕС.
Высокий представитель Альянса для проформы в интервью изданию NewsMaker заявил, что Молдова может вступить в ЕС, сохранив статус нейтралитета, и это якобы сейчас основной сценарий. Хотя и оставил вопрос присоединения республики к НАТО на усмотрение официального Кишинёва. Как бы там ни было, он отметил, что
«мы работаем вместе с нашими партнёрами из Республики Молдова, чтобы иметь армию и структуры национальной безопасности, совместимые с нами, эффективные и мотивированные. И я приветствую, что из бюджета выделяются дополнительные ресурсы для укрепления обороноспособности Республики Молдова».
Все эти заявления вполне соответствуют духу военно-политического освоения молдавской территории и подконтрольности местных элит без формального членства в альянсе из-за объективных препятствий. НАТО готова использовать левый берег Прута как плацдарм для сдерживания России, но не будет принимать Молдову в свои ряды, покуда не урегулирована приднестровская проблема и не обеспечен вывод российских миротворцев из Зоны безопасности и оперативной группы российских войск из Приднестровья. При этом вопрос членства при достижении оперативной совместимости и модернизации национальной армии по стандартам НАТО может быть быстро решён практически в любой подходящий момент, как это произошло с де-юре нейтральной Финляндией и, после урегулирования проволочек, произойдёт с такой же де-юре нейтральной Швецией.
Тем не менее, в рядах правящей партии нашлись «говорящие головы», решившие уже сейчас проверить границы «окна Овертона» и начать агитацию за вступление страны в НАТО. Депутат правящей PAS Андриан Кептонар назвал визит натовского эмиссара историческим и заявил о личной поддержке вступления Молдовы в альянс, посчитав, что для конституционного большинства партии власти не хватает всего лишь четырёх голосов. По его мнению, нужно укрепить сотрудничество с НАТО в области обороны, безопасности и взаимодействия разведок.
Это заявление вызвало нервическую реакцию т.н. «левых политиков». Бывший президент Игорь Додон пригрозил протестами и зафиксировал тот факт, что партия PAS уже разогнала оппозицию, присоединилась к агрессивной антироссийской риторике и борется с церковью и традициями. Следующий шаг, по его словам, это –
«вступление в НАТО, возможная война и ликвидация страны». Другие комментаторы напомнили о том, что решение о пересмотре конституционного статуса нейтралитета может приниматься только на референдуме. Учитывая доминирующее общественное мнение, сейчас его проведение для власти окажется бесполезным. Даже если отсечь голоса населения приднестровского региона и гагаузской автономии, вероятность народного одобрения вступления в НАТО ничтожно мала.
Тем не менее, позиции и аргументы сторонников и противников НАТО зафиксированы и введены в публичный оборот, что можно считать стартом дискуссии со вполне очерченным таймингом. Так, Мирча Джеоанэ упоминал саммит НАТО, запланированный на июнь 2024 года. Предполагается, что нынешний режим подойдёт к мероприятию с конкретно сформулированным отношением по вопросу о членстве в альянсе. Текущая задача состоит в повышении оперативной совместимости, т.е. фактическом обеспечении организационной готовности к возможному политическому решению, а также трансформации общественного мнения под прикрытием борьбы с дезинформацией и российским влиянием.
В духе раскручивания «окна Овертона» будут проводиться рекламные кампании, разъясняющие неизбежность выбора Молдовы в пользу НАТО. Уже сформированные площадки – центр кибербезопасности НАТО, центр «StratCom», информационный центр – наряду с подконтрольными посольству США неправительственными организациями и СМИ готовы сыграть в этой пропаганде максимально активную роль. «Говорящих голов», ориентированных на НАТО, в партии PAS тоже достаточно.
Снова живая дискуссия о перспективах развития страны, точках роста экономики и аграрного сектора, демократической трансформации и обеспечении права людей на достойную жизнь будет заменена мнимым геополитическим выбором, разделяющим население на «своих и чужих», людей первого и второго сорта, прогрессивных и демократичных или ностальгирующих по СССР реакционеров. По всей видимости, в преддверии местных и президентских выборов по-другому быть и не могло.