Кристиан РУССУ
Несмотря на активное давление из Кишинева, Народное собрание Гагаузии все-таки утвердило состав исполкома, представленный новым башканом от партии «Шор»
Вчера на фоне драматических событий на Южном Кавказе произошло событие, позволившее предотвратить обострение этнополитического кризиса в нашей стране – избрание исполкома Гагаузии. Разумеется, военная операция Азербайджана против Нагорного Карабаха, приведшая к окончательной десуверенизации этого региона, не играла роль в вердикте депутатов Народного Собрания, однако для исследователей региональных трендов такие совпадения довольно символичны.
Признаки того, что решение утвердить правительство автономии наконец-то «созрело», стали проявляться еще на прошлой неделе, когда на заседании с депутатами избранная башкан Евгения Гуцул предложила перенести обсуждение вопроса. Тогда стало очевидно, что ей нужно было еще немного времени для формирования необходимого большинства.
Кроме того, буквально накануне в прессу просочились крайне любопытные сведения о секретных встречах властей с группой депутатов НСГ. Вывод в публичное пространство факта давления Кишинева на гагаузов стал финальным штрихом для формальной консолидации последних. По-другому и быть не могло, когда стало известно, что премьер Дорин Речан, глава СИБ Александру Мустяцэ, другие силовики из Генеральной и Антикоррупционной прокуратуры, по сути, угрожали гагаузским парламентариям, требуя «соблюдать закон» и «не спешить с утверждением исполкома». Естественно, обнародование таких сообщений вызывало ожидаемые возмущения среди жителей автономии и кристаллизацию единой позиции в руководстве НСГ.
Тем не менее, в ходе последнего заседания группа депутатов из фракции социалистов все же попыталась сорвать восьмую по счету попытку избрать состав исполкома, но безуспешно. Примечательно, что сам состав команды башкана, представленный вчера, мало отличался от того списка, что мы видели несколькими неделями ранее. Все это лишь подтверждает версию о том, что далеко не конкретные кандидатуры и их уровень владения гагаузским языком были камнем преткновения.
Еще в прошлом месяце члены и «говорящие головы» правящей PAS продвигали месседжи, что местные элиты осознали все негативные последствия сотрудничества с представителями Шора и будут противодействовать попыткам превращения Гагаузии в очаг противостояния с Кишиневом. Некоторые голоса довольно смело убеждали общественность в том, что антишоровские настроения в гагаузском парламенте сильны, а политика властей страны в автономии ведет к успеху. Очевидно, что цель правящей элиты была в максимальном затягивании и обострении политического кризиса в Гагаузии для того, чтобы облегчить планы по ликвидации автономии, ставшей серьезным раздражителем для правящей партии.
Думается, что центральные власти устроил бы любой сценарий, предполагающий продление неопределенности до местных выборов 5 ноября: инициирование импичмента башкана, попытка роспуска НСГ, встречные иски и роспуск местных структур. Учитывая задействованный арсенал сил и средств для давления на Комрат, включая финансовый шантаж, связанный с угрозой отказа в возмещении НДС, у кишиневских переговорщиков было серьезное преимущество и шансы. К тому же новейшая история автономии изобилует примерами, когда гагаузские элиты и без явной помощи из центра усугубляли внутренние противоречия и провоцировали длительные политические неурядицы. Так, после осенних выборов 2021 года в Национальное собрание депутатам потребовалось три месяца и 15 попыток, чтобы избрать спикера Дмитрия Константинова. Процедуры согласования и утверждения нового состава Исполкома при предыдущем башкане Ирине Влах и вовсе длились больше семи месяцев.
В этом свете еще более внезапным кажется провал в тактике PAS, и, на наш взгляд, его сложно объяснить только лишь сложными комбинациями находящегося в Израиле Илана Шора, усилиями его команды в регионе по привлечению электората или фактором Турции.
Представляется, что «объединению гагаузов» также помогло никуда не девшееся противостояние групп внутри правящей партии. Успешный менеджмент гагаузского вопроса нынешним составом правительства и отдельными неформальными консультантами мог оказаться не в интересах одного из противоборствующих кланов. Отсюда и характерные для внутренних разборок в PAS проявления в виде сливов в СМИ пикантных подробностей о не совсем законной деятельности их соперников. Можно также заметить, что в Кишиневе в итоге не препятствовали прорыву дипломатической изоляции башкана и представителей ее команды. Евгения Гуцул в качестве главы автономии результативно (по крайней мере, в имиджевом плане) съездила в Турцию, а некоторые ее соратники в день утверждения исполкома находились в России. Вероятно, что руководство НСГ, еще месяц назад выступавшее в качестве основного оппонента Гуцул и ее команде, получило не только гарантии сохранения своего влияния в ходе торга с Иланом Шором, но и убедилось в отсутствии очевидных угроз личным интересам со стороны Кишинева.
Так или иначе, промежуточные итоги произошедших событий вокруг Гагаузии с политическими манипуляциями, угрозами и скандалами серьезно подорвали позиции всех причастных государственных институтов. Политический статус структур автономии оказался размыт, и будет подвергаться дальнейшей эрозии из центра. Жертвами интриг борьбы за власть элит в Комрате стал даже главный для гагаузов форум – съезд депутатов всех уровней, так и не состоявшийся этой осенью.
В свою очередь, по правительственным структурам страны и верховенству закона в очередной раз нанесен серьезный удар. Высокопоставленные чиновники оказались замешаны в сомнительных акциях вне рамок закона, противодействуя формированию местных органов власти в своей же стране. Очень показательный сюжет на фоне заявляемой готовности к внедрению европейских демократических ценностей.