Антон ШВЕЦ
Ключевым результатом неудачного выступления партии власти на местных выборах станет создание максимально неожиданных блоков с единственным объединяющим мотивом – сохраниться в политике и получить доступ к ресурсам
Партия «Действие и солидарность» провалилась на состоявшихся в воскресенье региональных выборах. Проиграны не только Кишинёв и Бельцы. Партия власти не получила абсолютного большинства (50% плюс 1 голос) муниципальных советников ни в одном районе, также она не смогла продвинуть в первом туре ни одного примара в муниципиях.
Репрессивные меры против оппозиции, свободы выбора, свободы слова и СМИ возымели обратный эффект, скорректировав электоральное поведение населения. К тому же они подверглись критике Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, структур Евросоюза и, ожидаемо, России. Несмотря на западный карт-бланш, все эти нарушения наверняка будут иметь долгосрочный эффект и ещё сыграют свою отрицательную роль в дальнейших перспективах страны.
Как бы там ни было, вердикт избирателей оказался неутешительным для режима Майи Санду. В среднем по стране с учётом снизившейся явки PAS набрала вдвое меньше голосов, чем на досрочных парламентских выборах в 2021 году. И это при условии, что правые проевропейские партии, её базовые конкуренты, в основной своей массе выступили посредственно. Определённые позиции завоевали лишь пережившие ребрендинг проекты Влада Филата (либерал-демократическая партия) и Влада Плахотнюка (социал-демократическая европейская партия).
В большинстве населённых пунктов сложилась патовая ситуация – списочно PAS лидирует и получает все права по принятию коалиционных решений. Однако потенциальные партнёры являются идеологическими противниками режима, ранее многократно обвинёнными властью в «пророссийском векторе», «подотчётности олигархам» и подкупе избирателей. Большинство из них даже нельзя считать партиями правого спектра, и все они активно критиковали власть в предвыборную пору.
Крайне показательна ситуация в районе Штефан-Водэ, где PAS собрала 32% голосов. Однако относительно удачно в регионе также выступили партия социалистов, социал-демократическая европейская партия и партия «лига городов и сёл», фактически созданная лишь в этом году (первый партийный съезд прошёл 26 марта в Единцах).
СМИ поспешили сообщить о создании коалиции между муниципальными советниками из партии «Действие и солидарность» и ПСРМ, что позволит иметь устойчивое большинство. Социалисты формирование такого блока пока опровергли, очевидно, продолжая торг по некоторым ключевым для них вопросам, прежде всего, по контролю над Бельцами, безопасности Игоря Додона, прошедшему по спискам ПСРМ в муниципальный совет Кишинёва, или доступу к ресурсам.
В целом коалиции PAS-ПСРМ на местном уровне только на первый взгляд кажутся чем-то парадоксальным. Социалисты заняли второе место по числу мест в районных советах – 256 (против 357 у партии власти). Волей-неволей, во многих случаях они будут «обречены на сотрудничество», к которому партия Игоря Додона, невзирая на всю критику власти, очевидно, будет стремиться.
Ведь, к примеру, в Штефан-Водэ запросто прорисовывается коалиция, дисквалифицирующая партию власти. Для этого необходимо лишь дополнить естественный союз социалистов, коммунистов, лиги городов и сёл связанной с Владом Плахотнюком социал-демократической европейской партией. Немало этому мог бы способствовать избранный в первом туре примар Владислав Кочу, как раз представляющий лигу (LOC). При таком раскладе PAS даже не сможет блокировать проведение заседаний муниципального совета и попросту утратит контроль над значимым регионом страны. Однако складывание такого альянса пока не происходит.
Аналогичная ситуация наблюдается в Кишинёве, где партия власти и проект переизбранного в первом туре Иона Чебана (MAN) собирают по 20 мандатов в муниципальном совете. В теории Ион Чебан, выходец из партии социалистов, вполне способен организовать управление столицей с опорой на своих нынешних и бывших однопартийцев, но, скорее всего, мы увидим какие-то формы кооперации PAS и политсилы действующего примара.
Тем не менее, власти, сохраняющие контроль над постом президента, правительством и парламентом, на локальном уровне оказались в непростом положении. Для сохранения доминирующего положения в стране режиму придётся проявить несвойственную ему гибкость, хотя бы минимально поделиться «плацындой» и пойти на тяжёлые компромиссы.
Ничего необычного, правда, в этом нет, даже если смотреть на практики в Евросоюзе. Взять ту же Испанию, где премьер-министр Педро Санчес из партии социалистов ради формирования правительства согласился на коалицию с баскскими и каталонскими сепаратистскими партиями. Последние выдвинули ряд тяжелых условий вроде передачи под контроль местных властей железных дорог Каталонии, списания многомиллиардных долгов перед Мадридом и амнистии для лидеров протестов 2017 года. Совокупно эти требования уже спровоцировали серьёзные протесты. Фактически судьбу испанского правительства теперь определяют политические игроки, ненавидящие Испанию и выступающие против её территориальной целостности.
Надо полагать, что коалиционные решения PAS в моменте не вызовут столь существенных затруднений. Многое будет зависеть от поведения потенциальных партий-партнёров и тех условий, которые они сформулируют. Вспомним, что после изгнания силами зарубежных дипломатов Влада Плахотнюка партия «Действие и солидарность» в составе блока ACUM и ПСРМ уже образовывали партнёрскую связку, и в ту пору «рука Москвы», якобы управляющая Игорем Додоном, премьера Майю Санду никак не смущала.
Вопрос состоит в том, какой райдер сформулируют Игорь Додон (помимо решения всех его проблем с уголовными делами) и ПСРМ, если такая коалиция будет обсуждаться. Социалисты, кроме доступа к ресурсам, могут потребовать решений и на уровне центральных властей – к примеру, хотя бы минимальной нормализации отношений с Москвой и Тирасполем, пересмотра решений о запрете вещания телеканалов и работы СМИ, смягчения антироссийских санкций и ограничений въезда в Молдову, а также прекращения политики выхода из СНГ.
По итогам выборов есть населённые пункты, где PAS может вступить в коалиции с партийными проектами Влада Филата, Влада Плахотнюка и даже Иона Кику, хотя последний сейчас активно призывает оппозицию не идти на сотрудничество с партией власти. Насколько последняя готова к таким компромиссам – вопрос открытый, который окончательно прояснится уже после второго тура местных выборов.