Сергей ЧЕБАН
Окружение Майи Санду наверняка сделает всё, чтобы вывеска второго тура президентских выборов 2024 года никак не поменялась в сравнении с прошлыми
Пусть до президентских выборов ещё год, они уже сейчас занимают умы обозревателей. Поговорить действительно есть о чём. Например, судя по упоминанию выборов в проекте бюджетно-налоговой политики на 2024 год, власти всё же пока не намерены экспериментировать с переносом дат и места избрания главы государства. Между тем нет совершенно никакого понимания, как именно сойдутся звёзды в конце следующего года, поскольку от массы сопутствующих обстоятельств и будет зависеть конечный исход голосования.
Очевидно, немаловажное значение будет играть то, как сложатся постэлекторальные расклады в районных советах. То есть насколько партии «Действие и солидарность» удастся усилить свои позиции за счёт компромиссов с другими политформированиями и обеспечить поддержку Майе Санду на местах. Не менее существенным к середине следующего года станет уровень внешней поддержки, прежде всего, со стороны европейских структур, которых ожидает собственный предвыборный период. Ну и, наконец, многое будет зависеть от готовности оппозиции действовать более-менее скоординировано, поступаясь своими позициями и интересами в общих целях.
С последним всё как обычно непросто. Ведь, несмотря на все призывы и «твёрдые» установки, в районных центрах постепенно проклёвываются очень пёстрые коалиционные союзы. Форматы кооперации настолько экзотические, что на уровне центральных органов власти такое вряд ли можно было бы себе представить в нынешних обстоятельствах. Тем не менее, вопреки директивам руководящих партийных структур, местные органы власти как всегда доказывают неизменный принцип отечественной политики – «договориться можно всегда». Так, в районном совете Штефан Водэ, а также в Дубоссарском районе коалиции в составе PAS и партии социалистов прошли первую обкатку, и, думается, они могут быть мультиплицированы и на другие местные советы.
Приличия ради, исполнительный совет ПСРМ недавно заседал для подведения итогов выборов и недопущения создания альянсов с партией власти. Однако с трудом верится, что местные советники действовали без отмашки из центра. Так что и PAS, и ПСРМ, скорее всего, решили сотрудничать во избежание блокирования работы районных руководящих органов. Учитывая хороший, с точки зрения социалистов, результат на выборах, они созвали внеочередной съезд на 19 декабря, чтобы восстановить должность председателя партии и избрать его.
Не сложно догадаться, что ключевые решения уже давно приняты. Поэтому помимо изменений в устав партии и программу, главным политическим событием станет возвращение к единоличному руководству ПСРМ Игоря Додона, который, в таком качестве вступит в президентскую гонку. В СМИ лидер социалистов уже заявил, что, вероятно, не останется в муниципальном совете Кишинева, поскольку у него есть планы на предстоящие выборы.
Вспомним, что в октябре 2021 года Игорь Додон, после того как поочерёдно проиграл президентуру и парламент, отказался от мандата депутата и занялся инвестиционным развитием молдо-российских отношений. Не желая передавать партию в руки преемника, Додон создал коллегиальный орган управления ПСРМ, а сам остался в должности почетного председателя. Таким образом, по-видимому, починившись требованиями Москвы, лидер социалистов лишь ожидал подходящего момента для возвращения на арену. Первым звоночком будущего камбэка стало весеннее решение республиканского совета о назначении Додона на пост исполнительного секретаря Партии социалистов.
Подтверждением того, что экс-президент вновь намерен попробовать себя «в деле» является и повышение интенсивности его заявлений по самым разным вопросам внутренней и внешней политики. Ранее Додон старался не искушать судьбу и вёл себя по отношению к правящей партии и Санду максимально безобидно, в большей степени изображая свою оппозиционность с максимально сглаженной критикой.
Предвыборная пора требует от социалистов хоть какой-то «воинственности», поэтому Додон выступил, ни много ни мало, за проведение досрочных президентских и парламентских выборов. По его мнению, PAS захватила все государственные институты, заблокировала СМИ и ввела цензуру. Показ характера – конечно же, не свойственная этому политику черта, поэтому можно посчитать это за проявление готовности к диалогу с главным оппонентом, испытывающим очевидные политические сложности. Собственно говоря, тестирование коалиций PAS-ПСРМ на местном уровне – очередное яркое подтверждение «природной политической гибкости» Додона.
Очевидно, что им в массе своей движут исключительно эгоизм и персональные интересы. По этой причине он – противник объединения вокруг единого оппозиционного кандидата до президентских выборов, и готов сделать это лишь во втором туре голосования. Естественно, в роли тарана против нынешнего режима лидер социалистов видит только себя и никого больше. Точно таким же образом он действовал последние годы, убивая на корню перспективные политические проекты на левом фланге и поочерёдно смещая со сцены всех, кто мог составить ему конкуренцию.
Понимая, что у Додона нет реальных шансов переизбраться, встаёт логичный вопрос, зачем он всё это делает. Возможно, это очередная демонстрация политической недальновидности, из-за которой он уже проиграл всё, что было можно. Или участие в президентской гонке – неотъемлемая часть выхода ПСРМ на парламентские выборы с относительно хороших позиций. Кроме того, как я уже предположил, таким образом команда Додона может протягивать руку президентуре, поскольку именно в паре с Додоном во втором туре у Майи Санду кратно возрастают шансы выиграть.
На самом деле, думается, имеет место всё перечисленное выше, и оно определяет поведение социалистов. Вполне можно допустить, что персональная безопасность и тёплое место в кресле депутата-лидера парламентской фракции ПСРМ куда важнее и комфортнее для Игоря Додона. Поэтому он с лёгкостью и без зазрения совести снова «достойно» проиграет Санду на президентских выборах. Для предвыборного штаба действующего президента встреча с лидером социалистов – буквально подарок судьбы, поэтому его будут всячески оберегать и «сдувать пылинки». Включив на полную громкость российскую угрозу и другие ассоциации с потенциальным президентством Додона, власть сделает выбор граждан в пользу Санду скорее вынужденным, нежели осознанным.
Если речь действительно идёт о скрытой сделке, то Москва вряд ли способна на неё повлиять. У Игоря Додона есть прекрасный пример его политического наставника Владимира Воронина, который неоднократно ослушивался, перечил и водил за нос Кремль, но, тем не менее, остаётся «надёжной опорой» российской политики на молдавском направлении. Поэтому очередное досадное поражение лидера социалистов точно не вычеркнет его из числа «перспективных пророссийских» политиков.
На сегодняшний день ситуация в политическом спектре такова, что наибольшим рейтингом обладает Майя Санду и её ближайший конкурент Игорь Додон. В этой рамке избирательные штабы двух кандидатов и хотели бы остаться. Так что электоральное поле, по-видимому, будет тщательно зачищаться от любых других опасных конкурентов, способных помешать организации уже третьего по счёту спарринга «Санду vs. Додон», результат которого вполне предсказуем.