Виктор ЕНИ
За год команда министров под руководством Дорина Речана, по сути, не смогла решить ни одну из возложенных на нее задач
В суматохе сменяющих друг друга политических событий мы почти не заметили, как правительство Дорина Речана вплотную подобралось к первой годовщине. 10 февраля прошлого года Майя Санду выдвинула кандидатуру своего бывшего советника по вопросам безопасности на пост премьера, после того как Наталья Гаврилица «добровольно» сложила с себя полномочия. Чтобы не затягивать с перестановками, парламент уже буквально через неделю утвердил новый состав кабинета министров.
Спустя двенадцать месяцев ситуацию в Молдове сложно охарактеризовать иначе, как очень сложную. Первый годовой рубеж правительства проходит на фоне постоянных социально-экономических и внутриполитических потрясений. На днях страну накрыла очередная волна протестов фермеров, более радикальных, чем ранее, которым премьер и его команда предложить, похоже, ничего не могут. Более того, за последние несколько месяцев кабмин угодил в череду скандалов, в которых замешены правительственные чиновники высшего ранга. Даже сам Речан вновь стал попадать в фокус негативного внимания, к примеру, делая резонансные высказывания в адрес судейского корпуса.
На этом фоне неудивительно, что все индикаторы отношения населения к нынешнему правительству, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Согласно декабрьскому соцопросу, большинство респондентов считают, что при нем наблюдается стагнация или регресс: 36% поставили его работе неудовлетворительную оценку, чуть менее четверти – 4-6 баллов по 10-балльной шкале. При этом на 10 баллов работу министров оценило лишь 9% опрошенных.
Еще в начале 2023 года эксперты выражали сомнения в том, что новому составу кабмина удастся сделать рывок, чтобы хоть как-то выправить положение дел. Выход Речана из кулуарной тени и попытки сделать из него публичного политика тоже закончились неудачей, после чего премьер ограничил свои «походы в народ». Стоит также вспомнить, что увольнение Гаврилицы и назначение ее сменщика происходило на фоне скандалов внутри партии власти. Поэтому одной из целей кадровой рокировки тогда было удержание PAS от внутренней смуты, чтобы добиться относительно комфортного результата на осенних местных выборах. Ничего из этого, как мы теперь понимаем, не сбылось, да и общий итог работы правительства довольно печальный.
В принципе уже результаты его первых ста дней показывали признаки ухудшения ситуации и напрасности каких-либо ожиданий. Поэтому впоследствии мало кто сомневался в том, что потенциала здесь едва хватит лишь на то, чтобы держать ситуацию под минимальным контролем и не допустить хотя бы резкого спада экономики и уровня жизни.
Назначение Дорина Речана рассматривалось и в более широком контексте перенагретой с военной точки зрения региональной обстановки. Речь не только о событиях в соседней Украине: вспоминаются предостережения Владимира Зеленского о перехваченном российском плане дестабилизации Молдовы и заявления секретаря СНБО Украины о готовящемся в московских кабинетах перевороте в нашей стране.
С учетом тогдашних планов Киева на решительные действия на линии фронта одной из задач нового премьера было сохранить внутриполитическую стабильность, подавив пророссийскую активность, и сформировать глубокий тыл для украинской армии. Опять же на деле за прошедший год Молдова стала гораздо более уязвимой, а шансы на реванш у олигархических и пророссийских сил куда выше, чем в начале 2023 года.
Невзирая на то, что одной из сильных сторон Речана считалось умение налаживать диалог с региональными элитами, отношения с Гагаузией и Приднестровьем за год вернулись к состоянию середины 90-х. «Экономическая месть» центральных властей пока не привела к большей уступчивости Тирасполя и Комрата. Продолжение «разговора на повышенных тонах» рискует обернуться лишь гораздо более серьезными проблемами и усилением центробежных тенденций в этих районах.
По итогам прошлого года можно сказать, что и в экономике дела у нынешнего правительства идут не блестяще – а, откровенно говоря, они просто отвратительные. Экономические показатели говорят сами за себя: взять тот же дефицит бюджета, который приблизился к 16 млрд леев. Бюджет же нынешнего года принят уже с плановым дефицитом в 15 млрд леев, для покрытия которого наша страна должна будет брать новые кредиты, хотя только по старым займам в этом году нужно вернуть 10 млрд.
Кадровый голод и отсутствие «скамейки запасных» квалифицированных специалистов не мог не отразится и на персональном составе правительства Речана. Буквально за год из первоначального списка команды выбыли пять министров. Не сильно заметное, но вполне ощутимое кадровое истощение происходит на уровне госсекретарей и среднего звена в органах власти параллельно с отставками опытных менеджеров на важных государственных предприятиях. Все это в совокупности – тревожный индикатор нездоровых процессов, которые развиваются внутри системы и госаппарата.
Нельзя не сказать пару слов и про фактически сложившийся дуумвират власти в правительстве, где вице-премьер Андрей Спыну обладает практически полной автономией в своих действиях, провоцируя скандалы один за другим. В это же время его непосредственный начальник Дорин Речан смиренно принимает имиджевые удары, прилетающие по кабинету министров, избегая критических замечаний. По истечении года, по сути, в правительстве сложился парадоксальный расклад сил, когда не понятно, кто реальный премьер, кто дублер, и кто действительно наделен полнотой исполнительной власти.
Из-за всех этих обстоятельств в последние месяцы Дорин Речан старается не сильно мелькать в прессе и что-либо комментировать, дабы не попасть под огонь нарастающей критики. К тому же копящиеся проблемы и явную деградацию социально-экономической политики государства все сложнее и сложнее прикрывать рассуждениями о гибридных атаках Москвы и боевыми действиями в Украине.
Премьерских и политических амбиций у Речана явно поубавилось, особенно после того, как возглавляемое им правительство уже через год стало символом несбыточных надежд и ложных ожиданий. Не исключено, что действующего премьера, как и других чиновников высшего звена, давно посещают мысли о выходе из игры, но вряд ли это так просто сделать. PAS, конечно, вполне может себе позволить пожертвовать очередным бесславным кабмином. Но для отставки, во-первых, нужен подходящий момент, а, во-вторых, она не должна бить по позициям Майи Санду в жаркую предвыборную пору. Поэтому говорить о сроках очередного премьерского трансфера пока сложно. Однако то, что от этого состава правительства не стоит ждать ничего хорошего, понятно уже абсолютно всем.