Кристиан РУССУ
Правящий режим использует голосование за пределами страны как безотказный инструмент, который при любых раскладах может обеспечить необходимый результат
«Голоса диаспоры в очередной раз стали спасительным кругом для европейского вектора страны», «проевропейской интеллигенции стыдно за своих соотечественников», «отобрать паспорта у бабушек» – в таком духе на утро 21 октября высказались многие провластные журналисты, эксперты и многочисленные представители гражданского общества. За последние несколько лет они уверовали в собственную исключительность, жили в своем мире на европейские гранты, и так же, как и власти, к своему удивлению оказались страшно далеки от народа.
Когда демократическое большинство в стране выразило недоверие правящему режиму, его обслуга, этакий молдавский «deep state», первой потребовала отказать избирателям в их законном праве. Но на их радость те и так по факту были его лишены, поскольку выбор народа был очевидным образом украден. А главной составляющей в этой очередной «краже века» стали именно голоса диаспоры.
Надо сказать, что в западной демократической практике не принято устраивать выборы для диаспоры по всему миру. Около полумиллиона французских граждан не голосуют в США, миллионное сообщество в Канаде тоже лишено этого права. Нет такой возможности у граждан Италии и Испании.
Особняком в этой ситуации стоит Румыния. Наши запрутские соседи уже не раз сталкивались с украденными выборами через голоса миллионной диаспоры. Так, благодаря массовым вбросам бюллетеней в дипломатических представительствах за рубежом Траяну Бэсеску удалось переизбраться на второй срок. Тогда в декабре 2009 года Румыния уснула с одним победителем, Мирчей Джоанэ, а на утро проснулась с другим. Все это к удивлению наблюдателей и наперекор данным экзит-полов. «Я выиграл. Я уверяю вас, что правильный подсчет голосов покажет», – заверял он. Так и случилось. Голоса «с внешнего периметра» качнули счет в пользу Бэсеску, а наблюдатели поражались небывалой явке румынских граждан за рубежом. К примеру, на участках в Париже по статистике голосовало пять избирателей в секунду!
Именно румынский опыт успешно апробирует в Молдове действующая власть, рассматривая голосование за пределами страны как универсальную палочку-выручалочку и безотказный инструмент, который при любых раскладах обеспечит нужный результат.
Напомню, что на этих президентских выборах за рубежом было открыто беспрецедентное количество избирательных участков: на 92 больше, чем на прошлых и на 85 больше, чем на парламентских в 2021-м. Во втором туре в 2020 году за рубежом проголосовало свыше 263 тысяч избирателей, а бюллетеней было выдано посольствам почти в три раза больше – 671 тысяча. Остальные 408 тысяч были не использованы и аннулированы.
На этот раз за границы отправилось уже больше 850 тысяч бюллетеней. Все эти цифры дают неплохое понимание о потенциале возможных махинаций и организации вбросов сотрудниками наших дипломатических представительств. Ведь у них имеются паспортные данные граждан, проживающих за рубежом, а в некоторых случаях и сами паспорта. Поэтому стоит ли удивляться далеко не единичным случаям в прошедшее воскресенье, когда пришедший на участок в Молдове гражданин с удивлением обнаруживал, что его голос уже был отдан час назад где-нибудь в Испании.
Это еще и весьма удобно, поскольку голосование и подсчет голосов диаспоры происходят в то время, когда результаты по стране уже известны. То есть осуществлять контролируемый вброс на избирательных участках по мере прохождения часовых поясов на запад властям можно практически в ручном режиме, лишая оппозицию любых шансов на победу.
Можно вспомнить, как в ночь на 21 октября несколько раз «ложился» сервер центризбиркома, как резко менялись графики результатов голосования на референдуме в пользу конституционных изменений. Конечно, можно рассчитывать на добропорядочность сотрудников МИДЕИ, верить, что некоторые даже зафиксируют факты вбросов. Однако за последние четыре года персонал дипломатических работников за рубежом был зачищен настолько, что массовых фото-видео подтверждений фальсификаций мы вряд ли увидим. Разве, что за такие материалы будет объявлено щедрое вознаграждение. Но даже в таком случае, власти и западные партнеры наверняка заявят о российской дезинформации и дипфейках.
Во втором туре выборов, который пройдет 3 ноября, ресурс диаспоры, вне всякого сомнения, будет вновь использован по полной.
На этом фоне пора инициировать вопрос о прекращении практики массового проведения молдавских выборов за рубежом. Обладающие избирательным правом граждане должны голосовать в Молдове, хотя бы для того, чтобы воочию увидеть ситуацию на месте. Это не значит, что все наши соотечественники в Европе и США не знают о реальной ситуации в стране, ведь даже на референдуме 23 процента из них высказались против. Однако это единственный путь для пресечения фальсификаций, а заодно и преодоления раскола между гражданами внутри и за пределами страны, которым пользуется правящий режим.