Сергей ЧЕБАН
В румынской столице решили скорректировать подходы, которые прежде заключались в целенаправленном вталкивании унионистского избирателя в электоральную нишу PAS, и вывести лояльные Румынии политические силы из маргинального состояния
Накануне в Кишинёве отметили 107-ю годовщину со дня объединения Бессарабии с Румынией. Голосование в Сфатул Цэрий 27 марта 1918 года открыло процесс Великого объединения, которое завершилось в Алба-Юлии 1 декабря 1918 года. Этому, как известно, предшествовало создание в конце 1917 года Молдавской Демократической Республики, поэтому существенная часть нашего общества мыслит в исторических аналогиях и полагает, что нынешняя государственность Молдовы также является временным или транзитным явлением. Следовательно, после отсоединения от большой советско-российской империи воссоединение с соседней Румынией, по их убеждению, – дело неизбежное.
По этому случаю в сквере Лицея им. Георге Асаки в Кишинёве состоялось торжественное открытие памятника Королеве Марии, план установки которого был озвучен в день столетия унири в 2018 году. В церемонии приняли участие деятели культуры и искусства, официальные лица, а также делегация Комиссии по культуре и СМИ Сената Румынии. Примечательно, что никто из первых лиц государства не прибыл на мероприятие, продемонстрировав тем самым своё отношение то ли к этой исторической фигуре, то ли к идее общерумынского национального единства.
На этом фоне вчера состоялось учредительное собрание Платформы национальной реинтеграции. Как отмечают участники мероприятия, инициатива направлена на объединение усилий интеллектуалов страны с целью продвижения румынизма. Члены движения планируют избраться в новый парламент, чтобы на законодательном уровне продвигать унионизм в Молдове. В состав Платформы вошли депутаты первого парламента, подписанты Декларации о независимости, историки, журналисты и учителя. Судя по заявлениям, все они являются убеждёнными сторонниками создания настоящей унионистской силы, которая будет представлять национально-политические устремления в будущем парламенте. Спустя несколько месяцев учредители Платформы собираются организовать «Съезд румын Бессарабии», чтобы продемонстрировать широкой публике масштаб поддержки идеи воссоединения Молдовы и Румынии.
Тем временем динамика молдо-румынских отношений находится в некотором замершем состоянии в силу вполне объективных причин. И в Кишинёве, и в Бухаресте положение правящих режимов довольно-таки неустойчивое, а Румыния в принципе находится в затяжном внутриполитическом кризисе. Стало быть, в преддверии наших парламентских выборов и выборов президента в Румынии заключать какие-то далеко идущие договорённости никто пока не готов.
Из последнего, о чём политики договорились, можно выделить то, что члены Комиссии по культуре и СМИ Сената Румынии и Комиссии по культуре, образованию, исследованиям, молодежи, спорту и средствам массовой информации парламента Молдовы подпишут резолюцию о совместном продвижении театральных постановок. Помимо этого, на КПП Галац-Джурджулешты в ближайшее время планируется ввести совместный контроль. Также на минувшей неделе Национальный антикоррупционный центр Молдовы и Главное управление по борьбе с коррупцией Румынии заключили протокол о сотрудничестве.
Всё это, конечно же, не столь значимо в текущих региональных условиях, которые являются источником рисков как для Румынии, так и для Молдовы, находящейся в гораздо более уязвимом положении. Надо полагать, по этой причине Бухарест рассчитывает, что часть военного бюджета ЕС удастся направить для обеспечения безопасности приграничной критической инфраструктуры. В этом смысле выглядит вполне логично, что положение дел вокруг Молдовы было включено в повестку Верховного совета национальной обороны Румынии, которое состоялось 28 марта. Члены совета обсудили дальнейшую поддержку европейского пути Молдовы, а также адаптированную к современным вызовам безопасности и стабильности помощь.
Безусловно, для Кишинёва важна политическая позиция Бухареста, которая была обозначена в том числе и на уровне и.о. президента Илие Боложана в рамках его визита к нам в начале марта. Румыния продолжает, в частности, поддерживать всеобъемлющее, мирное и устойчивое разрешение приднестровского конфликта с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Молдовы в её международно признанных границах, без ущерба для европейского будущего.
Поэтому далеко неслучайно, как нам кажется, что накануне ключевых заседаний на уровне высшего руководства Румынии в Бухаресте побывала делегация ОБСЕ во главе со спецпредставителем нынешнего председательства в организации по вопросу приднестровского урегулирования. В текущих обстоятельствах, когда дальнейшее развитие событий имеет множество вариантов, очень многое будет зависеть от (гео)политических решений и конкретных действий Румынии применительно к Молдове, которая, в отличие от Украины, обладает по-настоящему стратегической значимостью для Бухареста.
Отдать Молдову в сферу влияния России для Румынии сродни катастрофе. Весьма вероятно, в румынской столице внимательно следят за развитием американо-российского диалога и ожидают большей определенности, а также понимания складывающейся международной обстановки, в зависимости от которой и будет (пере)формулироваться позиция в отношении дальнейшей судьбы Молдовы.
О потенциальных настроениях в румынских элитах можно косвенно судить по недавнему интервью бывшего премьер-министра и независимого кандидата на президентских выборах Виктора Понты, которое он дал одному из наших информационных агентств. Румынский политик делает акцент на том, что Бухарест, в первую очередь, должен гарантировать безопасность Молдовы, чтобы не вовлечь её в российско-украинское военное противостояние. Также Понта недвусмысленно даёт понять, что для румынских элит Молдова расположена до Днестра, невзирая на то, что Кишинёв считает иначе.
Безусловно, в рамках официальной двусторонней повестки тематика объединения в той или иной форме не фигурирует, поскольку никто не готов предельно честно дать ответ на этот принципиальный вопрос. Тем временем последние опросы общественного мнения в Молдове показывают, что за интеграцию двух государств готовы положительно высказаться около 37% респондентов, при этом около 10% затрудняются или не готовы высказать своё мнение (скорее положительное, чем отрицательное). Чуть более 50% против слияния Молдовы и Румынии. Всё это говорит о том, что поддержка воссоединения плавно подбирается к 50% и игнорировать этот фактор, который имеет все шансы обрести не только политические формы, но и устойчивое парламентское представительство, будет всё сложнее и сложнее.
По всей видимости, будучи уверенными, что прорумынский избиратель уже сделал свой выбор, правящая партия «Действие и солидарность» принялась заигрывать с русскоязычной аудиторией и планирует запустить государственный телеканал на русском языке. С точки зрения предвыборной тактики, информационная работа с электоратом левых партий, которые являются главной оппонирующей силой, является оправданной и востребованной. Но вот с точки зрения политической последовательности, стратегии сжатия русского фактора и стимулирования роста румынской культурно-языковой среды, подобные намерения встречают глубокое разочарование со стороны даже самых преданных избирателей PAS.
Эти и другие противоречивые метания наших властей, скорее всего, вынуждают как Бухарест, так и носителей унионистских взглядов активизировать свою политическую субъектность. Похоже на то, что в румынской столице решили скорректировать подходы, которые прежде заключались в целенаправленном вталкивании унионистского избирателя в электоральную нишу PAS, и вывести лояльные Румынии политические силы из маргинального состояния. Если Платформе национальной реинтеграции удастся всерьёз заинтересовать и переориентировать прорумынского избирателя на себя, это грозит серьёзными электоральными потерями для партии власти и её планов добиться максимально убедительной победы на предстоящих парламентских выборах.