Антон ШВЕЦ
Очередное усиление властной вертикали в Российской Федерации напрямую связано с осознанием угроз своим интересам на постсоветском пространстве, в том числе в Молдове и Украине
«Конституционная весна» в России оказалась богатой на разнообразные сюжетные твисты и неожиданные внутриполитические инициативы. Разрозненная и популистская, на первый взгляд, манера разработки поправок в действующую Конституцию РФ не повредила предсказуемому финалу — формулированию предложений об укреплении полномочий президента и обнулении сроков для Владимира Путина. Совет Федерации уже одобрил предложенные рабочей группой (читай — Администрацией президента России) поправки.
Успех всенародного голосования за эти поправки 22 апреля в практическом плане будет означать, что действующий глава государства сможет находиться у власти, если ему это позволит состояние здоровья, на протяжении ближайших 16 лет. При этом его полномочия в сфере внешней политики и в вопросах безопасности будут существенно расширены, прежде всего, за счет компетенций, ранее принадлежавших председателю правительства.
Изменения, которые планируется одобрить посредством общенародного плебисцита, позволят Владимиру Путину практически в ручном режиме руководить политикой России в ближнем зарубежье. Ранее многие процессы были так или иначе завязаны на правительственные ведомства, органы безопасности, отдельных политиков, представителей крупного капитала и заинтересованных лиц. В частности, Республикой Молдова занимались чиновники из правительства, Министерства иностранных дел и несколько известных публичных фигур вроде председателя Сбербанка Германа Грефа и сына Генерального прокурора России Игоря Чайки.
Данная исторически сложившаяся модель взаимоотношений со странами СНГ признана недостаточно эффективной и будет пересматриваться. Теперь все бразды правления будут находиться в Администрации президента и контролироваться Владимиром Путиным лично, а статус многочисленных лоббистов от политики и бизнеса будет тщательно проанализирован и пересмотрен. Российский лидер возьмет на себя персональную ответственность за формирование «пояса добрососедства», который позволит стране развиваться в долгосрочной перспективе без серьезных потрясений и прямых угроз безопасности границ.
Недавние политические перестановки в Украине подтвердили готовность элиты главного западного соседа России к диалогу и выстраиванию более стабильных уравновешенных взаимоотношений. Состоявшаяся 11 марта встреча представителей в контактной группе на уровне Дмитрия Козака и главы офиса президента Украины Андрея Ермака продемонстрировала некоторый настрой на поступательное снижение напряженности. В российско-украинских дискуссиях, которые принципиально будут вестись на уровне уполномоченных представителей глав государств, ключевое внимание в ближайшее время переключится с вопроса обмена пленными на темы прекращения огня, устойчивого перемирия и восстановления экономических связей. Причем в экономическом разрезе речь будет идти не столько об отношениях Украины и непризнанных образований на Донбассе, сколько о торговле и снятии взаимных санкций между Россией и Украиной.
Аналогично повышенное внимание будет уделено политике на молдавском направлении. Москва категорически не удовлетворена своей теперешней ролью, поскольку даже фактор формирования правительства РМ пророссийским президентом Игорем Додоном не позволяет говорить об укреплении или о решающем влиянии России на региональные процессы. Более того, внутриполитическая ситуация и геополитический контекст заставляют Игоря Додона радикально пересматривать доктринальные основы своей программы, сохраняя вектор предыдущих властей РМ на
сотрудничество с НАТО, США и МВФ, а также исполнение обязательств по Соглашению об ассоциации с Европейским союзом.
Недавно президент Молдовы высказался против присутствия российских войск и складов вооружений на территории РМ, а парламент РМ, несмотря на складывающуюся коалицию социалистов и демократов, провалил голосование за статус постоянного нейтралитета страны, который ранее обозначался молдавским президентом в качестве реверанса Москве и предусловия приднестровского урегулирования.
Коррекция предыдущих просчетов и укрепление инструментов и каналов влияния на Молдову, в том числе через приднестровский регион, является важной задачей российской власти, переживающей процесс консервации в целях сохранения магистрального пути развития страны. Молдова уже в самое ближайшее время может почувствовать изменение подходов и значительно более крепкие объятия Москвы. Игорь Додон в этой ситуации является лишь временным инструментом для решения задачи сохранения присутствия и канализации прилагаемых усилий для закрепления в Молдове. Как только она будет решена, не стоит исключать замен и/или определения новых ключевых лиц среди проводников российских интересов в республике.
Время для консолидации ресурсов и последующей экспансии в Молдову подобрано как нельзя кстати. США усиливают собственную автаркию, все больше руководствуясь прагматическими экономическими интересами и максимой «Make America great again». В период электоральной кампании Вашингтону будет точно не до разборок в Восточной Европе, а вероятная победа Дональда Трампа лишь укрепит тренд последних лет на уход из регионов, не имеющих для США жизненно важного значения. Европейский союз, в свою очередь, переживает тяжелейший процесс реформирования и купирования последствий Брекзита и рискует столкнуться с очередным миграционным кризисом из-за охлаждения отношений с Анкарой.
В этих условиях Москва рассчитывает стремительно отыграть утраченные позиции на молдавском и украинском направлениях и тем самым укрепить свою национальную безопасность, защитив наследие Владимира Путина.