Кристиан РУССУ
У правящего режима появляется традиция – раз в год раздувать скандалы вокруг якобы шпионских действий России на молдавской территории. В прошлый раз это стало предлогом для радикального сокращения численности посольства РФ в Кишиневе. А зачем он понадобился сейчас?
Последние недели у нас проходили относительно спокойно, без будоражащих событий. Летний период отпусков и перезагрузка органов власти в Европейском союзе, очевидно, не располагали к активной эксплуатации внешнеполитического фактора, являющегося коньком правящей партии и президента. Поездки Майи Санду в Великобританию для участия в саммите Европейского политического сообщества и Францию, чтобы засветиться на открытии Олимпийских игр, имели дежурный характер. Весь результат от них – несколько фотографий Санду в кругу европейских политиков, да молдавских спортсменов. Никаких заявлений о всеобъемлющей поддержке Молдовы, обещаний новых пакетов финансовой или военной помощи замечено не было. Несомненно, эти визиты использовались президентурой для агитации среди диаспоры в этих странах, но это скорее уже обыденность.
Могло сложиться впечатление, что перед официально стартовавшим вчера предвыборным периодом власти решили скорректировать свою политику, временно отказавшись от агрессивной риторики и понизив градус антироссийской истерии. В пользу этой версии говорила публикация провластными НПО результатов соцопросов, в которых помимо ожидаемой накрутки рейтингов главы государства и PAS, были и некоторые правдоподобные показатели.
К примеру, опубликованные 30 июля данные исследований IPRE и CBX-AXA отразили несоответствие курса на активную милитаризацию и интеграцию в евроатлантические структуры с мнением большинства граждан. Так, на вопрос о лучшем решении для обеспечения безопасности Молдовы 33,2 % респондентов высказались за нейтралитет без инвестиций в оборону и 18,3% – за нейтралитет с увеличением профильных трат. А вот со вступлением в НАТО или союзом с Румынией согласилось всего 7,5% и 8%, соответственно.
Были там еще интересные цифры, что касается нынешнего внешнеполитического курса страны: выход из СНГ не одобряют больше половины людей, 61,2% против соучастия в санкционной политике против России. При этом верят в иллюзию о том, что Молдова может вступить в Евросоюз с сохранением нейтралитета 50%, и лишь 22,5% понимают, что единственный путь интеграции в ЕС, по опыту предыдущих волн расширения сообщества, лежит через НАТО.
Включение таких вопросов в закрытые замеры общественного мнения вполне понятно. А вот публикация их результатов, напомню,
заведомо ангажированных, говорит о стремлении экспертного сообщества, обслуживающего правящий режим, указать на необходимость учета настроений общества хотя бы на период выборов. Поскольку в возможном провале Майи Санду в президентской гонке власть в первую очередь обвинит именно «обслуживающий персонал».
Знатокам молдавской внутриполитической кухни очевидно, что Санду может повторить свой прошлый успех на выборах лишь в образе «доброго и пушистого зайчика», но никак не «обезьяны с гранатой». В видении команды, отвечающей за политмаркетинг, обнимашки со спортсменами в Париже – хорошо, а грозные речи про войну, Украину и Путина должны пока покинуть сцену. Временный увод в тень непопулярного премьера Речана с его вызывающими речами, сокрытие планов о разделении и продаже стратегических активов, в числе которых распределительные сети RED NORD, FEE Nord, Молдтелеком, автовокзалы и железная дорога – крайне желательно. Возвращение к безгеполитическому меню, которое предлагалось Майей Санду в 2020 году – вообще идеально.
Однако помимо придворных советников, заинтересованных в сохранении своих тепленьких местечек, есть еще и внедренная кураторами когорта лиц, требующая от своих подопечных поддерживать градус русофобских настроений и евроатлантического лизоблюдства. И вот руководителя юридического управления парламента Иона Крянгэ вместе с сотрудником Пограничной полиции задерживают по обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу России. А якобы завербовавшего их сотрудника посольства РФ объявляют персоной нон-грата.
Наивно думать, что Крянгэ, эдакого представителя молдавского deep state, действительно уличили в предательстве. Неформальные встречи чиновников разного уровня с зарубежными дипломатами и обеды за бокалом вина – в наших реалиях почти обязательный ритуал, а не что-то из ряда вон выходящее.
Кроме того, так уж сложилось, что старт предвыборной кампании совпал с периодом ротации в российском посольстве. Поэтому очередной громкий шпионский скандал с высылкой дипломатов несет в себе много символов и смыслов: во-первых, решает задачу парализовать оставшиеся механизмы взаимодействия с участием России (речь о миротворческой операции на Днестре), во-вторых подчеркивает безусловную лояльность Майи Санду и ее незаменимость на посту президента.
Как мы знаем, известные любители символизма в противостоянии с Россией находятся на туманном Альбионе, где две недели назад как раз и побывала наш президент. Не исключено, что именно там ее благословили на очередной антироссийский демарш. Поэтому лично Майе Санду и предстояло политически прикрыть заранее подготовленную операцию спецслужб и прокуроров из подразделения по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PCCOCS), ожидающих свое новое начальство. О том, что это была тщательно спланированная акция, говорит и то, что в специализированной прессе (Свободная Европа) в этот же день вышло расследование о якобы особых связях высылаемого военного атташе посольства РФ с другим ранее депортированным сотрудником МИД России.
Остается под вопросом, получила ли Майя Санду на встрече с лидерами ЕС и Британии карт-бланш на санацию электорального поля, где появилась целая плеяда ярких конкурентов. Двусмысленные заявления о ненормальности такого «большого количества неаутентичных кандидатов» и необходимости иметь в избирательной гонке «только аутентичных» намекают на то, что международной критики в случае очередного беспредела правящей партии на выборах поборники демократических ценностей в нашей стране точно не дождутся.