Кристиан РУССУ
Электоральная кампания в Румынии проходит по тем же лекалам, что и в Молдове: поиск вездесущей «руки Москвы», устранение неугодных кандидатов при помощи карманных госинститутов. На фоне провалов во внутренней политике и растущей десуверинизации для сохранения власти правящие элиты по обоим берегам Прута без зазрения совести используют авторитарные методы, присущие клептократическим режимам
Буду откровенен: нынешняя электоральная кампания в нашей стране не вызывает практически никакого интереса. До голосования осталось меньше двух недель, а причин присматриваться к предвыборной гонке не наблюдаю. Нет ни интересных программ и свежих лозунгов, ни яркой политической борьбы между кандидатами. Складывается впечатление, что на финише выдохлись все: и избиратели, и избираемые. Разношерстные претенденты от оппозиции никак не могут перейти от критики действующей главы государства к идеям и предложениям о будущем страны, способным увлечь электорат. А слушать бесконечные монологи об одном и том же в телеэфирах уже просто наскучило.
В это время Майя Санду в рекламных роликах с оттекшими глазами, которые не скрыть даже толстым слоем тонального крема, вещает нам о неких ценностях европейского сообщества, которые при ней же были растоптаны в самой циничной манере. О какой защите национальной идентичности и языка в Евросоюзе говорит она жителям Молдовы? Что сулит это нам, молдаванам, чью идентичность под аплодисменты отправили на свалку истории, а упоминания о собственном языке стыдливо вымарали из Конституции и всех законов? Радеть за румынский язык и культуру можно и без вступления в ЕС. Какие суверенные достижения есть у власти кроме продвижения европейской повестки? Где успехи в экономике и торговле, где снижение внешнего кредитного бремени и открытие новых рынков?
Вместо остроты и интриги подлинного состязания в электоральном меню нам предлагаются лишь угрозы и откровенное вранье. Само собой, что больше всех в этом преуспел правящий режим. Нас запугивают штрафами и тюрьмой за работу на оппозиционных кандидатов, грозят войной за альтернативные взгляды на внешнеполитическое будущее страны, обманывают, что не продадут наши земли, хотя сами отдали уже почти все ценные активы республики.
Понятно, что в такой кампании становится неизбежным снятие кандидатов, а перед этим – громкие разоблачения. Действующая власть через подконтрольный ЦИК уже лишила возможности баллотироваться ряд оппозиционных политиков. Нарратив один – за сотрудничество с Россией, которой в массмедиа довольно топорно продолжают лепить образ главного врага. Судя по последним сигналам, в канун голосования не исключено и групповое исключение из гонки по обвинению в связях с Кремлем.
Парадоксально, но в соседней стране с куда большими достижениями в деле европейской интеграции, государстве-члене европейского сообщества можно наблюдать схожие по смыслу и динамике процессы. До выборов там меньше двух месяцев, а риторика провластных СМИ и методы политической борьбы как под копирку.
Достижений у правящей коалиции под руководством Социал-демократической партии президента Клауса Йоханниса и Марчела Чолаку нет. Вхождение в Шенгенскую зону через заднюю форточку для румынских граждан стало очередным унижением. С открытием безвизового режима с США власти соврали. ЕС в очередной раз продемонстрировал свое отношение к роли и месту Бухареста в европейской иерархии, предоставив второстепенный пост в новом составе Еврокомиссии. Хотя в румынском руководстве ожидали кресло одного из важных европейских комиссаров, к примеру, по экономике. Продолжать бороться за пост Генерального секретаря НАТО президенту Йоханнису настоятельно не рекомендовали, а доставшуюся с трудом батарею ПВО «Пэтриот» у румын забрали без какой-либо компенсации. Вместо этого велели за счет кредита в 12 млрд. долларов наращивать военную промышленность для продолжения войны в Украине. Обещанной суверенности при принятии решений на внешнем периметре никто так и не увидел. Напротив, всплески ущемленного национального самосознания все активней проявляются в экспертной и политической среде за Прутом, а среди избирателей наблюдается все та же усталость, что и у нас.
И вот активная фаза выборов в Румынии наступила, а одной из главных тем стала все та же вездесущая «рука Москвы». Сначала дискредитационная кампания о якобы связях с РФ развернулась против бывшего заместителя Генерального секретаря НАТО Мирчи Джоэнэ. Поводом послужил его неофициальный визит в Россию в далеком 2009 году в качестве кандидата от Социал-демократической партии. Спустя пятнадцать лет бывшие соратники воспользовались этим для обвинений против него, прямо как это сделал в свое время Траян Бэсеску. Попытки объяснить абсолютную нелепость подобных обвинений, судя по всему, обречены на провал. Клеймо «российского агента» румынскими СМИ на экс-замгенсека Североатлантического альянса безапелляционно закреплено.
На днях случилась еще одна «сенсация» – исключение из гонки одиозной и скандальной Дианы Шошоакэ из партии SOS-Romania. Вначале румынский центризбирком отказал евродепутату в регистрации, а после второй попытки в дело включился Конституционный суд. Высокие судьи сочли Шошоакэ угрозой национальной безопасности из-за посещения российского посольства в Бухаресте в один из праздничных дней. В политическом характере решения суда в соседней стране никто не сомневается. За ее снятие с выборов проголосовало четверо из пяти судей КС, которые были назначены правящей Социально-демократической партией. Уже после скандального решения СДП наигранно потребовала от судей «оперативно разъяснить мотивы вердикта», которые в такой экстраординарной ситуации для демократической Румынии «должны быть весомыми».
А дальше понеслось. Румынские национал-либералы объявили о разрыве коалиционного соглашения с социал-демократами, обвинив последних в узурпации власти. Кандидат НЛП Николае Чукэ с одной стороны продолжал клеймить Диану Шошоакэ за связи с Кремлем, а с другой – запугивал избирателей угрозой возвращения авторитарного прошлого в случае сохранения у власти СДП. При этом выходить из коалиционного правительства Марчела Чолаку министры-либералы не намерены, чтобы якобы не допустить скатывания страны к авторитаризму.
Помимо Шошоакэ румынский избирком запретил участвовать в президентских выборах еще девяти претендентам, среди которых есть и пацифисты вроде Рэзвана Константинеску из Партии патриотов румынского народа.
Примечательно, что российский фактор в выборной кампании используют не только потенциальные лидеры гонки. Кандидат Елена Ласкони от Союза спасения граждан (USR) заявила о том, что в случае избрания может выдвинуть в премьеры кого угодно, но только не пророссийских политиков, а правящую СДП назвала последователями коммунистов. Реплика Ласкони последовала в ответ на вежливость Марчела Чолаку, который из всех прочих кандидатов отдал бы предпочтение женщине.
Еще одного известного политика и кандидата в президенты от партии AUR Джорджа Симиона обвиняют в связях с Кремлем не только в Румынии. Правящий режим в Молдове по этим же причинам в прошлом году отказался снять с Симиона статус persona non grata, оставив запрет на въезд в страну до 2028 года. Однако, после снятия с выборов Шошоакэ именно Симион получает шансы пройти во второй тур выборов, в чем, собственно, заинтересован и Марчел Чолаку, и его оппонент Николае Чукэ. Для обоих предпочтительнее в следующем раунде встретиться с радикалом Джордже Симионом, чем бороться друг с другом.
Как показывают электоральные кампании по обоим берегам Прута, российский фактор используется политическими элитами в качестве единственного работающего инструмента, способного взбодрить электорат. При этом никого не интересует реальное участие России в этих процессах. И нет сомнений, что образ врага в лице РФ продолжат эксплуатировать во внутриполитической борьбе вне зависимости от развития событий и изменения геополитической картины мира.